Открываем кофейню по франшизе.
Как выбрать кофейную франшизу и нужна ли она?
Этот вопрос задают себе многие, кто планируют начать кофейный бизнес.
Кажется, купить франшизу просто: выбрал-купил-запустил-получил прибыль. Но на самом деле - это не так. Франшиза кофейни имеет несомненно ряд преимуществ, но к сожалению, и недостатков.
За десять лет работы на кофейном рынке, мы сотрудничали как с теми, кто купил франшизу (в основном российского происхождения), так и теми, кто создал свою уникальную кофейню, а потом упаковал свой проект во франшизу и вырастил бизнес до сетевого формата.
За франшизу
Итак, вы решили открыть кофейню или пекарню по франшизе. В чем плюсы такого пути:
- время на открытие проекта: вам не нужно прорабатывать фирменный стиль, искать поставщиков, придумывать оформление и антураж вашей кофейни, и наконец, прорабатывать рецепты выпечки для пекарни. Скорее всего, вам предоставят это взамен уплаты паушального взноса.
- узнаваемость: если кофеен или пекарен под выбранным вами брендом уже много, ваши клиенты будут вас узнавать, идти на знакомую вывеску.
- общие программы лояльности для клиентов так же могут принести трафик вашему заведению.
- возможность пройти обучение на одном из работающих проектов выбранной франшизы.
- психология того, что вы не один - наличие куратора от франчайзера создает у многих чувство, что вы открываете свой бизнес с кем-то, кто вас поддержит, посоветует, научит.
Недостатки франшизы:
- Полное отсутствие реализации творческого потенциала. Вы как копировальный аппарат дублируете придуманный кем-то бизнес кофейни или пекарни, причем делаете это за свой счет. Для тех, кто воспринимает бизнес исключительно как средство вложения и заработка денег такой вариант подойдет, но если вы хотите не только зарабатывать, но и созидать, задумайтесь.
- Зависимость от Франчайзера - вам выдают разрешение на работу вашей кофейни или пекарни на тех условиях, которые придумал франчайзер, и которые он может всегда изменить. Вы не можете поменять ничего в рамках франшизы: например, вы приобрели франшизу кофейни, но поняли через 2 месяца, что в выбранной локации лучше будет работать пекарня, вы не сможете изменить ассортимент и переформатировать заведение в рамках действующего договора. А расторжение договора франшизы обычно невозможно раньше, чем через полгода или год с момента запуска вашего заведения.
- Необходимость уплаты паушального взноса - неплохо, если он включает в себя какой-то существенный актив, но чаще всего это просто сбор за право использовать торговую марку.
- Роялти - обычно начисляется на оборот вашей кофейни и подлежит уплате даже в первые месяцы, когда вы работаете в минус, оплачивать вы его должны даже когда прибыли у вас нет.
Из практики кофейных франшиз:
- Буклет и только! Очень часто франчайзи жалуются на то, что заплатив паушальный взнос за открытие кофейни или пекарни по франшизе - они получили буклет в качестве руководства к действию. Теперь они все должны сделать как в буклете, но без поддержки Франчайзера в виде консультаций по подбору помещения, предварительных расчётов окупаемости и т.д.
- Оборудование нельзя менять. Во франшизу зашивается оборудование, которое необходимо искать и покупать самостоятельно. Был такой случай: к нам обратился клиент одной известной сети с целью приобретения кофемашины, которая была прописана в договоре франшизы. Он готов был купить даже бывшую в употреблении кофемашину. В тот момент у дилера этих эспрессо машин были перебои с поставками, и он не мог ее поставить к планируемой дате открытия кофейни. А открыться с кофемашиной другой марки запрещено по договору франшизы.
- Недостаточно информации. Мы неоднократно наблюдали ситуацию, когда в наш магазин прибегают за аксессуарами за день или непосредственно в день открытия кофейни по франшизе. Многие даже не предполагали, что им необходимо несколько питчеров, темпер и нокбокс для работы. Это говорит о том, что франчайзер не предоставил им полный ассортимент продукции необходимый для начала работы даже в качестве списка.
- Нет регистрации в Роспатенте. Даже известные франшизы могут не иметь зарегистрированной торговой марки. Получается, вы не можете заключить лицензионное соглашение и ваши права ничем не подтверждены.
Выводы:
- Если вы не расположены к созиданию в бизнесе - выбирайте франшизу, только выбирайте тщательно.
- Подходить к выбору франшизы нужно очень внимательно и если за 500 000 рублей оплаты паушального взноса вам предлагают только ноу-хау, бренд-бук и технологические карты - насторожитесь. Требуйте, чтобы было прописано консультационная поддержка и сопровождение при открытии и ведении бизнеса кофейни хотя бы в первые месяцы.
- Обратите внимание на то, как вас будут обучать ведению бизнеса вашей будущей пекарни или кофейни.
- Пообщайтесь с теми, кто открыл и, еще важнее, закрыл кофейню по выбранной франшизе, проанализируйте почему это произошло.
Всем удачи в новых проектах!